Сознательное усложнение или почему ваш продукт не так прост, как вам кажется

Редакция: David Lieb — CEO Bump, один из создателей популярного приложения, которое позволяет людям обмениваться контактами, фотографиями и другими типа контента, ударяя телефонами. Приложение Bump было скачано более 130 миллионов раз, а совсем недавно компанию приобрела Google.

Довольно трудно было не замечать в последние десятилетия массовое влечение к простым сервисам. Минималистский эстетический дизайн начал пропагандировать Dieter Rams (представитель школы функционализма в промышленном дизайне) в 1960-х на будильниках и тостерах. В 2000-х этот подход к дизайну популяризовали Apple и Google в своих продуктах. Чуть позже web 2.0 пошел еще дальше: большие кнопки, минимализм в тексте, акцент на изображениях. Стартаперы и дизайнеры интерфейсов взяли за основное правило максимальное упрощение (Simplicity), а быстрый рост мобильного интернета создал почти обязательное требование к простоте продуктов, которые должны одинаково работать со всеми новыми экранами и требовать все меньше концентрации внимания. Наиболее популярные сервисы сегодня (Twitter, Instagram, Snapchat) строятся в основном на минимальном дизайне и простоте пользования.

Интернет уже не ТОТ

Так почему это произошло и почему так вдруг именно за последние 10 лет? Кто-то говорит, что дизайн просто не поспевал за темпом развития технологий и только сейчас его нагнал. Другие указывают на эволюцию устройств, которыми мы пользуемся, и окружающей нас среды — определенно важный фактор.
Сознательное усложнение

Но мне кажется, что все на самом деле проще: только в последние 10 лет технологические продукты стали пользоваться массовым спросом. Размер рынка широкополосного доступа в интернет в 2000 году составлял всего 50 миллионов человек, уже сегодня он составляет 2 млрд. человек, а в течение ближайших нескольких лет, с переходом на мобильный, он составит более 5 миллиардов человек. Так вот этот массовый спрос порождают люди, которые схематически располагаются в середине приведенного графика, где ось X отражает уровень технической грамотности и интереса к технологическим новинкам, что естественно, ведь большинство людей (ось Y, соответственно) не являются продуктовыми дизайнерами, программистами, техноблоггерами и т.д., тем самым они требуют к себе максимального упрощенного внимания.

«Проще» — это не то, о чем вы подумали

Простота бывает разной. Можно сделать продукт «проще» путем укорачивания векторов разных направлений:

  • сокращением количество шагов в процессе
  • сокращением необходимого количества времени
  • сокращением количества функциональных особенностей
  • сокращением количества элементов на каждой странице

Но самое главное — это осознанное упрощение. Эта идея стала основой моей компании, что понятно, если разобраться в причине популярности приложения Bump. Оно особенно популярно среди обычных пользователей, того самого масс маркета. Мы верим, что создатели продуктов в первую очередь и прежде всего должны минимизмировать сознательное усложнение в своих продуктах, даже если при этом приходится жертвовать простотой в других областях.

Сознательное усложнение

На данный момент не так много материалов по теме сознательного усложнения. Лучшее определение на данный момент принадлежит веб дизайнеру из Чикаго David Demaree (см  п 6. «Отключайте гениальность»):

Сознательное усложнение — это «количество логических связей, которые создает ваш мозг, чтобы понять суть вещи, на которую вы смотрите».

Облегчение сознательного усложнения необходимо при проектировании продуктов для массового рынка. Почему? Потому что большинство людей не разработчики и у них нет понимания базовых механик в голове для быстрого разбора того функционала, что они видят в вашем продукте, как в визуальном, так и техническом смысле. Мы, как создатели продуктов, обязаны уметь отметать свое сознательное усложнение на ранней стадии. Никто лучше нас не сможет этого сделать с нашим продуктом.

Это особенно заметно для массового рынка мобильных продуктов. Пользователям приходится приложить немало сил, чтобы разгадать идею приложения, созданного под влиянием сознательного усложнения. Добавьте к этому бремя физического передвижения пользователя или знакомство с вашим приложением во время обеда или общения с другими людьми. Это не 1999 год, когда ваши пользователи сидели в тихой спальне перед экраном своего монитора в ожидании загрузки одной страницы и были наделены огромным запасом терпения.

Вы сами — это и есть самое большое сознательное усложнение

Чтобы проиллюстрировать разницу между максимальным упрощением (которое Simplicity) и сознательным усложнением, давайте рассмотрим несколько продуктов, которые, на первый взгляд, кажутся простыми в использовании, но в действительности являются одними из самых сознательно усложненных продуктов.

QR-коды — сама аббревиатура расшифровывается как «quick response» — быстрый отклик. Эти коды были предназначены для упаковки больших для визуального восприятия объемов данных (2953 байт), чтобы ими было легко делиться и быстро считывать. На самом же деле это хороший пример сознательного усложнения. «Так, это штрих-код? Нет? А, это адрес сайта? Ok. Но ведь для открытия сайтов у меня браузер, при чем тут камера? А, так я должен его сфотографировать? Не просто камерой, а камерой через приложение? Через специальные приложения? WAT?

iCloud / PhotoStream — Стив Джобс описывал идеальное будущее, в котором все наши фотографии и данные будут автоматически в фоновом режиме синхронизироваться между всеми нашими устройствами. Чему все охотно верили, влюблялись в продукцию Apple и приобретали ее. На самом же деле, iCloud — это скопление сознательных усложнений. Автоматическое копирование применяется только на последние фотографии, работает с ограниченным количеством приложений, у вас должен быть e-mail аккаунт на iCloud.com для синхронизации почты и заметок. На этом, вроде, все? Ах, да, и это работает на iPhone/iPad и Mac OS X v10.7.4 и более поздними версиями, но при этом ни о какой синхронизации с ПК или планшетами с операционной системой Android и речи быть не может. Расскажите об этом своим родителям.

Победители в номинации «сознательное упрощение»

Если есть сознательно усложнение, то должны быть и хорошие примеры сознательного упрощения. Вот несколько таких примеров:

Shazam — приложение, которое волшебным образом слышит то, что за песня звучит вокруг и сообщает вам ее название. Воображение прокручивает в мозгу сложнейшие варианты реализации данного процесса. Но Shazam делает феноменальную работу по предохранению пользователя от глубокого погружения в технологию. Приложение лишь предлагает нажать на кнопку для запуска прослушивания, далее визуально дает понять, что оно слышит музыку и уже через некоторое время выдает результат поиска. Shazam может работать чуть быстрее или чуть медленнее, а также может попросить повторить процесс, но все это будет достигаться максимально просто — несколькими нажатиями на кнопку — это и есть сознательное упрощение.

Nintendo Wii — ярчайший пример. Wii была гораздо более сложной, чем любые другие игровые консоли в 2006 году. В нем использовались акселерометр с инфракрасными излучителем и детектором, которые требовали установки и калибровки, что сильно отличалось от сформировавшегося восприятия видеоигр у большинства людей того времени. Но выигрыш данной конструкции заключался в минимизации элементов сознательных усложнений, то есть — вы перемещаете джойстик влево и ваш игровой персонаж машет ракеткой влево. И, вуаля, малыши и бабушки становятся геймерами.

Что-то пошло не так?

Наконец, пара продуктов, которыми я пользуюсь каждый день несмотря ни на что.

Dropbox — я люблю Dropbox. Я храню в Dropbox все, что можно; приложения Dropbox установлены на все мои устройствах, поэтому «все, что можно» на всех моих устройствах. Все понятно и просто. Но есть, конечно, некоторые потенциальные когнитивные барьеры, которые требуют некоторых умственных усилий для достижения состояния пользования плодами сознательного упрощения. Часто задаваемые вопросы вокруг Dropbox выглядят следующим образом: Это папка на рабочем столе или сайт с облачным хранилищем? Но все-таки программу на компьютер нужно установить? А когда происходит резервное копирование документов? А в данный момент копирование происходит?

Facebook. Facebook начинал с очень низким уровнем сознательного усложнения — это была оцифрованная версия студенческого фотоальбома, которая уже на стадии запуска имела высокие показатели вовлеченности и возвращаемости. А теперь вопрос: С ростом аудитории показатель сознательного усложнения в Facebook увеличивается или уменьшается? Какие вы можете вспомнить когнитивные препятствия в Facebook, которые появились в последнее время? Стоит ли беспокоиться Facebook?

Как создавать сознательно упрощенные продукты?

Не нужно заставлять людей выполнять меньше действий.

Вовлекайте пользователя в центр продукта. Для этого дайте ему нажать еще одну кнопку, создайте видимость выбора решения, сделайте его участником процесса, не давайте ему наблюдать на продукт со стороны. Как только пользователь становится вовлеченным участником процесса, он лучше понимает, что происходит. Автоматизация — это прекрасно, но это создает прослойку, которая и является сознательным усложнением, поэтому к ней стоит подходить с осторожностью. Например, приложение Bump вовлекает пользователя путем простейшего физического действия — стук. Разумеется, для вовлечения пользователя могли бы быть использованы многие другие способы, но именно физическое действие в виде стука позволяет максимально эффективно донести до человека, что что-то произошло.

Предоставьте пользователям обратную связь в реальном времени.
Если вдруг ваш пользователь задастся вопросом «Так, оно сработало или нет?» — вы проиграли. Ведите своего пользователя сквозь ваш продукт (точнее по нему), как иллюзионист завораживает аудиторию перед самим действом. Можете открыто указывать на правильные шаги на всем пути или использовать любые другие фокусы — только не потеряйте пользователя.

Искусственно замедляйте процессы.
Мы всю свою сознательную жизнь в интернете слышим о важности скорости реакции на запрос пользователя, но иногда пользователю нужно предоставить паузу, чтобы пользователь успел понять и оценить результат, который через несколько секунд предоставит ваш сервис. Исследования показали, что намеренно замедляя выдачу результатов на туристических сайтах, пользователи относятся к ожиданию с пониманием и даже больше ценят систему поиска результатов с заданными пользователем критериями.

Как понять, удалось ли вам?

Наилучшая выборка для тестирования продукта — это молодые, пожилые и… пьяные люди.

Детишки и старики легко сталкиваются с сознательными усложнениями, поскольку их мозг не готов к построению логических цепочек для их решения. Как бы это не звучало, но используйте детей и бабушек с дедушками, как лучшие детекторы на определение сознательных усложнений в ваших продуктах.

Если поблизости не оказалось слишком молодых или пожилых, то их временной заменой могут оказаться пьяные люди. Вы сами — не самый лучший выход. Абсолютно серьезно, при создании Bump 3.0 мы приглашали команды дизайнеров и программистов в бары и наблюдали за тем, как они используют наш продукт.

Спрашивайте ваших пользователей, какую проблему они решают с помощью вашего продукта и каким образом они это делают.

Вы удивитесь, поверьте.

Пусть пользователь воспользуется вашим продуктом, а затем попросите его рассказать, что он делал. Эти люди скорей всего подумают, что вы шутите, но то, что вы услышите вполне вероятно укажет на элементы, усложняющие продукт. Одним из технических решений данной задачи может быть опросник из одного вопроса для небольшой части вашей аудитории, где кроме предопределенных вариантов ответов должно быть свободное для ввода поле, а может вообще только и оно. Ответы помогут вам держать ухо востро и реагировать на препятствия, которые ощущают ваши пользователи.

Никогда ранее сознательное упрощение не имело столь высокого значения. Мобильный интернет развивается бешеными темпами и в ближайшие 5 лет нас ожидает появление новейших технологий в нашей истории. Продукты получат максимальный охват, если их целевой аудиторией окажутся и современная молодежь из Кремниевой Долины, и детишкииз Таиланда. Какие продукты завоюют мир, а какие потерпят поражение? Я ставлю на те, которые уделяют внимание борьбе с сознательным усложнением.

Присоединяйтесь к нам в Facebook и во ВКонтакте, а еще мы появились в Twitter.
На основе материала Cognitive Overhead, Or Why Your Product Isn’t As Simple As You Think.

Запись опубликована в рубрике Статьи с метками , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.
  • Denis

    информативно

  • http://ilyapetrov.com/ Ilya Petrov

    Очень крутая статья. Спасибо

  • Вова Сорочан

    Ладно вам. Все эти вещи описаны в «дизайн привычных вещей». Книга 79-го года. Принципы те же. Что при создании интерфейса авто, что при создании «интерфейса» двери.

    • Александр Иванишко

      +1

  • Anton Suchkov

    Хороший пример с Nintendo

  • Александр Иванишко

    Благодарю